Лето вышло на
финишную прямую. Хотя впереди еще три недели каникул, приближение школьных
будней с каждым днем ощущается все сильнее. На «школьных базарах» уже
многолюдно из-за желающих без спешки и толкотни собрать необходимое к новому
учебному году —канцелярку, школьную форму, портфели и рюкзаки…
Но есть один
момент, который, как правило, остается без особого внимания со стороны
родителей: мебель для школьника. Между тем, столы, стулья, парты и прочая
школьная мебель, которые в том числе определяют условия организации
образовательного процесса, могут оказывать влияние и на здоровье ребенка, и в
определенном смысле на его успеваемость.
Белорусские
гигиенисты провели любопытное исследование, которое показало, что современные
школьники буквально «выросли» из школьной мебели, имеющейся в учреждениях
образования в настоящее время. Что это значит и как быть, рассказала младший
научный сотрудник лаборатории гигиены детей и подростков НПЦ гигиены Наталья
Карпович.
Школа. Мебель.
Ученик
В течение
учебного года дети большую часть времени проводят в школе, а процесс обучения
традиционно связан с длительным нахождением в позе сидя минимум 5 дней в
неделю. Причем, как в школе – на уроках, так и дома – при выполнении домашних
учебных заданий. Поэтому едва ли кто-то станет спорить, что условия организации
того самого образовательного процесса могут в значительной степени оказывать
влияние на состояние здоровья детей (особенно в период интенсивного роста и
развития, который практически совпадает с периодом обучения в школе).
При этом
воздействие факторов, связанных с организацией рабочих мест школьников,
является регулярным и длительным. Проще говоря, ежедневное многочасовое сидение
на школьном стуле за партой, которые не соответствуют ростовым и другим
физиологическим параметрам ребенка, неизбежно приведет к нарушению осанки,
деформации позвоночника, изменению остроты зрения и прочим сопутствующим
нарушениям и расстройствам в здоровье ребенка. А это, в свою очередь, неминуемо
отразится на его когнитивных способностях, работоспособности и, как следствие,
успеваемости.
Сколиоз у детей. Причины,
лечение и профилактика
Поэтому
организации рабочих мест в учреждениях образования всегда уделялось особое
внимание. Школьная мебель, например, подбирается в зависимости от роста
учащихся в соответствии с ростовой шкалой, а педагогам вменено в обязанности
проводить работу по формированию правильной осанки и рабочей позы у детей.
— Однако в
настоящее время педагоги и медицинские работники отмечают ряд трудностей,
которые возникают при организации рабочих мест школьников, — говорит Наталья
Карпович. – И эти трудности связаны, вероятно, с изменениями в физическом
развитии современных детей.
Школьники, да не те
Исследователи в
разных странах отмечают, что современные школьники отличаются от
своих сверстников ХХ века: они стали выше, изменились пропорции тела.
Такие изменения
безусловно влияют на выбор мебели и должны быть учтены при организации учебных
рабочих мест в школах.
— Соответствие
мебели размерам тела ребенка создает условия для поддержания оптимальной
рабочей позы во время занятий и способствует сохранению здоровья, —
объясняет Наталья Карпович. — Для правильной организации рабочих мест
необходимо изучение особенностей физического развития современных школьников.
По словам
эксперта, специалистами лаборатории гигиены детей и подростков были проведены
научные исследования, направленные как раз на то, чтобы актуализировать подходы
к организации рабочих мест школьников. В исследовании приняли участие 1250
учеников 1-4 классов из школ Минска и райцентров Брестской, Витебской и
Гродненской областей.
Результаты
хронометражных наблюдений показали, что лишь 14% детей на протяжении всего
45-минутного урока поддерживали правильную рабочую позу. Остальные «нарушали»:
у половины детей было отмечено отсутствие опоры на ступни (то есть, ноги не
доставали до пола, «болтались» в воздухе), каждый третий ребенок, сидя за
партой, сутулился. У 22% учеников наблюдалась асимметрия плеч (боковые
наклоны), еще у 22% — низкий наклон головы при письме, чтении и т.д.
Также при
анкетировании учащихся младших классов было установлено, что, несмотря на
организацию рабочих мест школьников в полном соответствии с действующими
требованиями, дети часто жаловались на дискомфорт, связанный со следующими
причинами:
неудобство
рабочего места для письма — 30%;
неудобство
рабочего места для чтения — 16%;
мебель не
подходит по размеру — 22,6%.
Были
зафиксированы также субъективные жалобы на:
утомляемость. О
ней заявило 35,5% детей, принявших участие в исследовании;
боли в области
шеи — 17,7%,
боли в области
спины — 14,5%.
— По результатам
измерения антропометрических показателей установлено, что у детей одного роста
наблюдался существенный разброс значений показателей, определяющих
функциональные размеры мебели, — продолжает Наталья Карпович. — При
подборе мебели в соответствии с ростом и действующим стандартом
функциональные размеры мебели не соответствовали размерам тела современных
школьников более чем в половине случаев.
Чаще всего
мебель (в частности, стулья) не соответствовала по высоте сиденья длине голени
детей (значение антропометрического показателя «высота подколенной ямки»).
— При этом
необходимо отметить, — поясняет эксперт, — что возможность комфортно
расположить стопы на полу является важным критерием, позволяющим ребенку
длительно поддерживать оптимальную рабочую позу. Опора на стопы снижает
нагрузку на ягодичную область и заднюю поверхность бедер, обеспечивает основу
правильной позы и осанки в положении сидя. Ученики, чье рабочее школьное место
было оборудовано в соответствии с показателем «высота подколенной ямки»,
демонстрировали лучшие результаты при выполнении психофизиологических тестов,
характеризующих состояние центральной нервной системы, зрительного анализатора,
способность к зрительно-моторной координации.
Таким образом,
заключает эксперт, использование значения показателя «высота подколенной ямки»
в качестве критерия для выбора мебели учащимся начальных классов позволит
улучшить организацию рабочих мест школьников, не проводя при этом одномоментную
замену существующей ученической мебели.
Администрации
школ и гимназий уделяют большое внимание организации здоровьесберегающей
школьной среды, а педагоги начальной школы грамотны в вопросах рассадки детей и
соблюдения ими правильной рабочей позы.
Как правильно обустроить рабочее
место школьника дома
Физкультминутки
и зрительная гимнастика, необходимые для снятия физического,
психоэмоционального утомления и профилактики нарушений зрения, являются
обязательными структурными элементами уроков во всех классах начальной школы.
Но уповать
только на школу в вопросах сохранения здоровья своего ребенка не совсем
правильно. Формирование мотивации на здоровый образ жизни, обучение основам
гигиенической грамотности и создание условий для развития ребенка – это в
первую очередь задача семьи. Именно
поэтому организация рабочего места школьника дома имеет не менее важное
значение.
Материалы на сайте 24health.by